Может быть, не сейчас — может, через 2-3 года. Или через пять. Если вдруг все наладится и японские автопроизводители вернутся в Россию, захотите ли вы поменять своего «китайца» на новую «Тойоту», «Мицубиси», «Мазду» или «Ниссан»?
Трое моих знакомых, не раздумывая, сказали «да». А через 10 лет? Без разницы. А вот новый торговый представитель. РФ в Токио Наталья Стапран заявляет, что японским автомобильным производителям будет сложно вернуться на российский рынок.
Почему? Как сообщает ТАСС со ссылкой на слова торгового представителя РФ, успешному возвращению японцев в Россию будет мешать, в частности, конкуренция с теми производителями, которые сейчас присутствуют на российском авторынке.
«Очевиден тот факт, что доверие к японским автопроизводителям в значительной мере подорвано, — заявила Стапран. — Чем дольше будет продолжаться отсутствие японских производителей на российском рынке, тем больше усилий понадобится при возвращении. Освободившиеся ниши быстро занимают конкуренты».
Действительно, конкуренты занимают освободившиеся ниши. Однако трудно согласиться с тем, что происходит это быстро. Китайские автопроизводители везут в Россию в основном премиальные кроссоверы. Отечественные бренды до сих не восстановились полностью. Иранский, индийский или вьетнамский «ширпотреб» добраться до России никак не может.
Все японские автомобильные бренды из России ушли — новых машин нет. Что касается подержанных авто, с августа 2023 года действует запрет на поставки из Японии в Россию бензиновых и дизельных автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра, а также гибридных машин.
Старпан считает такие меры нелогичными по причине продвигаемых Японией усилий по декарбонизации и созданию зеленой экономики в самой Японии.
Разговор, между тем, идет не о «вторичке», а о доверии к японскому автопрому. Согласиться с представителем торгпредства РФ в Токио… трудно. История японских марок в России насчитывает несколько десятилетий. За это время отечественный автолюбитель успел оценить качество и надежность японской техники. Не уверен, что двух лет достаточно, чтобы оттолкнуть его от японских машин. А пяти или десяти? Все равно не уверен…
Что касается конкуренции… Немного найдется «китайцев», которые смогут конкурировать сегодня с такими же автомобилями из Японии. Тем более, если они будут находиться в одной ценовой категории.